Институт лоббизма в России и мире – современные тенденции

— Аналитика — 26 ноября правительство Воронежской области обсуждало меры по поддержке развития малого и среднего бизнеса. В расширенном заседании, которое вел губернатор Алексей Гордеев, приняли участие также представители региональных подразделений федеральных органов власти, депутаты облдумы, представители общественных организаций, а также главы муниципальных районов области. Главные вопросы, которые были поставлены перед собравшимися - повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также снижение административных барьеров. Надо отметить, что эти же самые вопросы обсуждаются из года в год на самых разных уровнях, но раз они до сих пор актуальны, значит, не все происходит так, как хотелось. И хотя, по словам руководителя областного департамента промышленности, предпринимательства и торговли Алексея Бродецкого, общий объем финансирования мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Воронежской области в году составил млн рублей, некоторые последние федеральные инициативы, связанные с увеличением налогов, могут значительно снизить эффект от этой поддержки. Особенно эта ситуация опасна на фоне тех задач, которые ставят российские власти перед отечественным бизнесом и которые озвучил на упомянутом заседании губернатор: Таким образом, несмотря на благоприятный климат, который областные власти пытаются создать малому и среднему бизнесу, ему все равно придется искать инструменты для лоббирования своих интересов. А есть ли такие инструменты?

Зарубежный опыт

Крупнейшие компании сферы услуг". Одной из главных причин низкого качества экономических законопроектов является слабая коммуникация парламентариев с бизнесом, а также подготовка документов без участия компаний, на деятельность которых они непосредственно влияют. Для поиска баланса между интересами бизнеса, государства и общества во многих западных странах прибегают к инструменту лоббирования.

В нашей же стране формализованной модели сотрудничества государства и частного сектора нет, а шансы бизнеса быть услышанными зависят от личных отношений с должностными лицами и парламентариями или готовности решать вопросы по старинке с помощью"черной" бухгалтерии.

Аннотация. Основная идея статьи в том, что лоббирование – один их важных элементов развития общества и . России» – малый. Закон «О они созданы, чтобы лоббировать интересы бизнеса во власти. При этом « Деловая.

В настоящей статье автором анализируются состояние, проблемы и специфика лоббистской деятельности в системе торгово-промышленных палат в России; показано влияние кризисных процессов на развитие лоббирования интересов российского предпринимательства. В заключении автор делает вывод о том, что необходимо найти оптимальную формулу сбалансированного представительства интересов не только крупного и среднего, но и малого бизнеса, использовать легальные инструменты национального и международного лоббирования без ущерба государственным национальным интересам.

Исторически основное предназначение торговых и торгово-промышленных палат ТПП во всем мире состояло и состоит в защите интересов национального предпринимательства посредством налаживания взаимодействия между властью и бизнесом. Практика взаимодействия бизнеса и власти на региональном уровне в целом доказывает, что аргументация противников лоббизма имеет право на существование.

Несмотря на переход на рыночные принципы хозяйствования, лоббирование интересов бизнеса через некоммерческий сектор, как не парадоксально, не получило развития в России в том виде, которое оно имеет на Западе. В первые годы рыночных реформ ТПП приходилось вести борьбу за выживание и создавать новую организационно-правовую модель своей деятельности, встраивается в рыночные механизмы и адаптироваться к новым условиям. Понятно, что тяжелейший кризис, в котором оказался институт ТПП в е годы прошлого века, не располагал к решению насущных проблем отечественного предпринимательства, особенно малого и среднего.

Поэтому в поле зрения ТПП находились главным образом бывшие или доживавшие свой век государственные предприятия, которым требовалась поддержка. Еще одним фактором, не позволяющим считать ТПП субъектом лоббинга в полном смысле этого понятия, являются особенности правового регулирования, установленные Законом РФ от Эту проблему частично устранили поправки, внесенные в закон в году, расширив полномочия ТПП. Однако, инструментарий цивилизованного лоббирования продолжает оставаться в российском правовом поле нелегитимным.

Региональным ТПП не удается чутко улавливать настроения деловой среды, оперативно доводить до власти проблемы малого и среднего бизнеса, консолидировать различные группы предпринимательского сообщества и находить компромиссы между их разнонаправленными интересами. Сегодня многоуровневая система ТПП РФ включает территориальные палаты; более союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей на федеральном и бизнес-ассоциаций на региональном уровне, около 50 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности.

Как владельцы недвижимости получают выгоды за счет местного бизнеса. Представим себе, что рядом находятся два почти одинаковых городка. Различие между ними заключается только в том, что в городке А воздух чистый, а в городке Б расположен завод, который отравляет воздух своими выбросами. Ответ на него довольно прост: Люди в городке Б предпочитают более дешевое жилье, жители городка А — чистый воздух.

Посредниками между гражданами, бизнесом и органами власти например, голос малого бизнеса, который продолжает балансировать на уровне частно-корпоративные интересы и публичная власть, лоббизм.

Даже самый грамотный социально направленный проект нуждается в продвижении и правильном позиционировании в органах власти. В условиях, когда потенциал, уровень развития и ресурсные базы регионов сильно разнятся, лоббирование интересов своего дела или, как в случае региональной власти, интересов своего субъекта Федерации, становится вопросом устойчивого поступательного развития.

Противники этой точки зрения ссылаются в основном на два аргумента. Первый — лоббизм, в конечном счете, связан с коррупцией и личной приближенностью к власти, что является неинституционализированным явлением. Второй — лоббизм мешает здоровой конкуренции, что негативно сказывается на развитии всего общества.

Диалог с бизнесом Площадок, форм общения бизнеса и власти не так много. Консультирование, экспертизы, осуществляемые, например, ТПП, являются законным и цивилизованным способом диалога. Так, материальные средства могут передаваться его родным в виде доли или должности в той или иной компании и т. Еще одним изменением, произошедшим в отношениях бизнеса и власти, стоит назвать повышение сознательности и ответственности с обеих сторон.

Власть не может эффективно функционировать без диалога с бизнесом, без четкого понимания его интересов, она заинтересована в его развитии. В конце концов, власть зачастую не в состоянии выполнить свои социально значимые функции без привлечения ресурсов бизнеса государственно-частное партнерство. В то же время бизнес начинает осознавать свои возможности. Все чаще предприниматели координируют свои усилия для решения не сиюминутных и отраслевых, а стратегических и общезначимых задач.

Характеризуя объект лоббирования, следует прежде всего отметить, что для деятельности по продвижению групповых интересов в регионах ЦФО характерно оказание давления в большей степени на органы исполнительной, чем законодательной ветви государственной власти, что является общероссийским трендом.

Комитет по малому и среднему бизнесу

Александр Карпов рассказал о механизмах поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Москве. По его сообщению, малое предпринимательство является неисчерпаемым резервом социально- экономического развития региона. В столице обеспечивается правовая поддержка малого бизнеса и создаются условия для повышения его конкурентоспособности через механизм оказания имущественной, финансовой и консультационной поддержки субъектам малого предпринимательства. Начальник отдела межрегиональных и международных связей Московского центра развития предпринимательства Елена Дроздова представила информацию о работе системы межрегиональных маркетинговых центров ММЦ , которые созданы с целью расширения деловых связей в сфере предпринимательства между регионами.

ММЦ - система подготовки эффективных продаж, специализирующаяся на информационно-маркетинговом обслуживании российских и зарубежных фирм в сфере торговой и производственной кооперации, подборе торговых и производственных партнеров, формировании дистрибьюторских сетей, продвижении товаров на региональные и зарубежные рынки, подготовке и сопровождении инвестиционных программ.

В результате обсуждения было принято решение объединить усилия предпринимателей города Москвы и Ульяновской области для лоббирования интересов малого бизнеса.

В трудовых книжках лоббистов стоят разные записи: специалист по . обеспечения прозрачности процессов и соблюдения интересов бизнеса в целом. . в России нормального климата для бизнеса малого, крупного и среднего.

; . Лоббистом может быть физическое или юридическое лицо. При этом лоббист может работать либо за гонорар, либо быть получающим зарплату сотрудником компании-клиента. Правовое регулирование лоббизма[ править править код ] Правовой основой лоббизма является право граждан на подачу петиций в органы власти [14] предложений в органы государственной власти и местного самоуправления, а также в органы международных организаций. Доспан называет две современные модели правового регулирования лоббистской деятельности: Методы лоббизма[ править править код ] Технологии лоббизма бывают двух видов [16]: Прямое лоббирование включает следующие формы: Например, повсеместно запрещенным методом является дача взятки должностному лицу за продвижение какого-либо решения.

Однако разрешенные методы лоббирования обычно примерно одинаковы во всех странах. Например, в России исследователи выделяют следующие методы лоббирования, которые не запрещены законом [17]: Освещение проблемы в СМИ в нужном ракурсе, для чего лоббист поддерживает контакты с редакторами ведущих изданий; Освещение проблемы в информационных агентствах в нужном ракурсе.

Кто и как пытается в Воронеже лоббировать интересы малого и среднего бизнеса

Высказывалось тут мнение, что в России просто не развит институт лоббизма. Говорилось и о необходимости специально готовить лоббистов. Впрочем, звучала и противоположная точка зрения: Открывая заседание за"круглым столом", президент РАРМП Александр Иоффе напомнил, что еще в период возрождения кооперативного движения предприниматели умели отстаивать свои интересы и даже добивались отмены вредных для их деятельности распоряжений московских властей.

Бизнес-журнал, Редакция С целью лоббирования интересов малого и среднего бизнеса в новой Государственной думе ОПОРа инициировала.

Александр Ратников, ИА — это не лоббизм, это совместная работа власти и бизнеса, формирование климата в регионе, в котором было бы комфортно работать. Открывая дискуссию, модератор секции, соучредитель медиахолдинга Алексей Мигунов рассказал о трендах современного . Это ситуация, когда уходя из власти, бывшие чиновники оказывались в бизнес-структурах, или когда бизнес-структуры"покупали" бывших чиновников, которые имели коммуникации и были призваны решать их проблемы во власти.

Третий тренд — когда бывшие руководители правоохранительных структур становились заместителями генеральных директоров крупных компаний по безопасности и решили вопросы с силовыми структурами. И еще один тренд, который имеет место быть, — это, когда бизнес-структуры воспринимают политику и власть как некий бизнес-проект: Это то же самое, что и лоббизм?

Лоббизм — высшая степень мастерства, некое решение какого-либо вопроса. К сожалению, в России лоббизма нет, это мое личное мнение. Для того чтобы он был, необходимы профессиональные сообщества. В России — взаимоотношение с властью. Особенно это ярко проявляется на Дальнем Востоке. У нас немногочисленное население, много территории и слишком большие задачи, которые мы пытаемся внедрить.

И слишком серьезные устои здесь:

Коалиция киоскеров: малый бизнес не должен бояться лоббировать свои интересы

Новая команда Минпромторга впервые в истории наконец-то разработала государственную политику в сфере малой торговли: Решение данной задачи заключалось в снятии административных барьеров: Максимов отметил, что подход к развитию торговли, основанный на подсчете торговых площадей без вникания в их форматы, ушел в прошлое. Также он сообщил, что Коалиция киоскеров в текущем году принимает активное участие в разработке поправок к закону, связанных с нестационарной и мобильной торговлей.

Максимов обратил внимание на необходимость принятия законопроекта о разрешении торговли некоторыми подакцизными товарами в киосках печати и нежелательность принятия таких дискриминационных для малого бизнеса законопроектов, как закон о минимальном расстоянии от товара до кассы и запрете торговли табачными изделиями в помещениях меньше 25 кв.

которая известна как очаг для лоббистов, групп защиты интересов и мозговых центров. и образования, международная торговля и малый бизнес.

Предпринимательский лоббизм Март 25, В большинстве стран мира предпринимательскими объединениями применяется такой особый способ отстаивания своих интересов как лоббизм. — кулуары; он означает непубличные переговоры бизнес-сообщества с представителями законодательной и исполнительной власти с целью принятия решений, выгодных тем или иным предпринимательским кругам. Чаще всего различные предпринимательские лобби проявляют активность на стадии принятия или отклонения какого-либо законодательного акта, затрагивающего интересы предпринимательского сообщества в целом или в отдельных его сегментах — например, при принятии налоговых правовых актов, законов о валютном регулировании, о банковской и страховой деятельности и проч.

Но этой лишь сферой лоббизм не исчерпывается. В его арсенале имеется масса разнообразных инструментов, которые в условиях глобализации и распространения демократических свобод в мире чрезвычайно расширились, приобрели новое значение и возможности. Предпринимательский лоббизм имеет давнюю историю. Во все времена представители предпринимательского класса пытались найти общий язык с правящей элитой для отыскания взаимоприемлемых решений.

С этой целью использовались разнообразные способы достижения требуемых действий со стороны властей — начиная от самых примитивных и криминальных и кончая наиболее изощренными и многоходовыми. Обратимся к эволюции взаимоотношений предпринимателей и государственных чиновников в части лоббирования коммерческих интересов.

Лоббизм в политике реферат по политологии , Сочинения из Политология

Бизнес -лоббирование как функция менеджмента Бештоева Залина Леонидовна Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Диссертация - руб. Бизнес -лоббирование как функция менеджмента: Сущность бизнес-лоббирования как функции управления 12 1. Экономическое лоббирование как форма взаимодействия бизнеса и власти 24 1. Проблемы государственного регулирования экономики и активизация лоббирования 41 2.

Пример лоббирования интересов: кому выгоден чистый воздух в городе Как владельцы недвижимости получают выгоды за счет местного бизнеса.

К такому мнению подталкивает то, что практически все принимаемые меры по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства далее МП оказываются мало эффективными и порой приводят к обратным результатам. В этой связи можно предположить, что одной из причин такой ситуации является отсутствие в различных сферах государственного управления действенной системы лоббирования интересов МП, заключающейся в квалифицированном представлении, обосновании и защите и интересов МП путем инициирования и продвижения необходимых решений.

В международной терминологии лоббизмом называется деятельность, связанная с продвижением отраслевых, региональных, корпоративных, общественных, частных и групповых интересов в целях влияния на принятие организационных, политических, социально-экономических и др. Для успешного лоббирования необходима соответствующим образом подготовленная информация - анализ состояния, проекты решений, способы реализации, оценка результативности и др.

Дальнейшее продвижение той или иной инициативы в сферы принятия соответствующих решений, связано с поиском и установлением контактов с заинтересованными посредниками или союзниками. При этом необходимо знать о возможном противодействии, способах и путях его нейтрализации.

Лобби интересов

Роль объединений предпринимателей и ТПП РФ в процессе лоббирования интересов бизнеса в органах власти Роль объединений предпринимателей и ТПП РФ в процессе лоббирования интересов бизнеса в органах власти Оценка деятельности организаций, созданных для защиты интересов делового сообщества. О возможностях территориально-промышленных палат по лоббированию интересов бизнеса, можно судить по итогам ряда социологических опросов, которые проводились среди предпринимателей, а также руководителей территориальных ТПП.

Результаты анкетирования использованы при составлении настоящего обзора. Следует отметить, что возвращенные анкеты поступили из всех семи федеральных округов, таким образом, итоги этого опроса позволяют судить о состоянии работы по представлению и защите интересов делового сообщества по всей территории страны.

Представление своих интересов европейскими компаниями в России и Практика лоббирования и взаимодействия бизнеса и власти в Ларионова Н.И., заместитель директора Департамента малого и.

Замечу, что в США отдельной отраслью лоббизма является продвижение интересов в судах, и при этом используются вполне легальные методы — записки друзей суда, взносы в предвыборные фонды кандидатов в судьи в тех штатах, где судьи избираются населением подобно мэрам и членам легислатур. Принятие такого закона облегчит законное лоббирование интересов различных заинтересованных групп. В России же, как и в любом другом государстве, где нет законодательства с таким требованием, защита коммерческой тайны противоречит принципу гласности лоббизма, принятому в развитых демократических странах, имеющих подобное законодательство США, Канада.

Выбор в пользу последнего принципа необходимо сделать и нам. России необходимо влияние среди политической, деловой и интеллектуальной элиты США, формирующей государственную политику. Это именно то, чем уже сейчас стратегически мыслящий Госдепартамент США занимается в РФ посредством разветвленной сети государственных фондов и программ обменов для российских ученых, журналистов, правозащитников.

Но это требует государственного подхода к политике. Сегодня же российская власть лишь возмущается американским финансированием российских общественных организаций. При этом она не понимает, что вместо того, чтобы помогать Бушу увеличивать оборонные расходы и содержать военные базы в Средней Азии, покупая казначейские обязательства Минфина США, а потом пытаться выкурить его оттуда, эти же самые средства можно потратить в самих США, но с куда большим эффектом.

Крайне желательно также не делать дурно пахнущих вещей в самой стране, вроде Благовещенска или дела ЮКОСа, способных мгновенно свести на нет эффект от всех усилий и потраченных средств. Беда в том, что у Российского государства нет стратегии внешней политики, а есть лишь оперативное реагирование. Россия, подобно кораблю без капитана, не знает, куда плыть, поэтому для нас нет попутного ветра, и применение пропаганды без ясно осознаваемых целей не принесет результатов.

«Я не буду заниматься переделом рынка. Лоббирование интересов бизнеса – это прерогатива мэра»

Охарактеризованы перспективные технологии Лоббирование интересов малого и среднего бизнеса. . За годы независимости малый и средний бизнес в Украине значительно изменился. Многие явления, которые были приметой времени в начале х уже канули в прошлое, но появилось немало явлений, процессов, институтов, которые характеризуют украинский малый и средний бизнес начале двадцать первого века.

Лоббирование интересов транснациональных корпораций в Евросоюзе. . Колупаева Ю. В. Крупные корпорации (крупный бизнес) представляют.

В прошлом году получилось не очень: Сегодня к бизнес-омбудсмену пришли человек, их вопросы, вероятно, тоже лягут в аналитику и добавят своих красок в общую картину. Срез оказался весьма необычным. Это и внушительный поток социальных тем: Не обошлось и без актуальных тем года — мусорной реформы и самозанятых. Всего порядка 20 выступлений.

Ассоциация частных работодателей